Закрыть
Установка газобаллонного оборудования

Преимущества автогаза

Сжиженный нефтяной газ (СНГ, пропан-бутан)

Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан, англ. Liquefied petroleum gas (LPG)) в основном является смесью двух углеводородных газов пропана (C3H8) и бутана (C4H10). Бытовое название — пропан. Пропан-бутан главным образом получается при добыче нефти (попутные нефтяные газы, газы процессов стабилизации нефти и конденсата, газы с установок переработок нефти) и из конденсатных фракций природного газа.

Сжиженный нефтяной газ очень близок по своим характеристикам к общеизвестным моторным видам топлива. Именно эти свойства позволяют его использовать в качестве альтернативного источника топлива для автомобильного транспорта. Пропан-бутан обладает рядом важных физико-химических свойств. К одному из таких качеств можно отнести способность газа к образованию двухфазной системы в закрытых резервуарах (одновременное газообразное и жидкообразное состояние).

Если рассматривать свойства газов по отдельности, то их характеристики отличаются.

У них разные точки кипения: для пропана (-42,1°C), а для бутана (-0,5°C).

Разное давление пара при 37,8°C: для пропана — 12,1 бар, а для бутана — 2,6 бар.

Разные плотности при 15°C: для пропана — 0,508 кг/л, а для бутана — 0,584 кг/л.

Из вышеприведенных характеристик следует, что испаряемость пропана выше, чем у бутана, следовательно, пропан обладает более высоким давлением при низких температурах. Географически мы находимся в регионе, где показания средних температур для летнего и зимнего периодов заметно отличаются. Соответственно, показания испаряемости газов (переход из жидкой фазы в газообразную) и давление насыщенного пара при различных температурах окружающей среды будут отличаться. Чтобы гарантировать хорошие показатели испаряемости сжиженного газа в разные периоды года, было принято решение производить две марки сжиженного газа — летнюю и зимнюю. В летнем варианте автомобильного пропан-бутана процентное содержание пропана составляет 50±10%, что позволяет избежать возникновения избыточного давления в резервуаре при высоких положительных температурах. В зимнем варианте автомобильного пропан-бутана процентное содержание пропана составляет 85±10%, что обеспечивает надежное испарение газа при низких температурах окружающей среды.

СНГ находится в баллоне под давлением собственных насыщенных паров. Давление же в баллоне зависит от температуры окружающей среды и процентного соотношения пропана и бутана (летний и зимний варианты), но не зависит от количества газа в баллоне. Именно последнее свойство сжиженного нефтяного газа позволяет израсходовать его без остатка.

ГБО

Преимущества и недостатки использования сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива автомобиля

Преимущества при использовании газового моторного топлива:

— Топливо подается в двигатель в газообразном состоянии, что исключает смывание масляной пленки с поверхности цилиндров и уменьшает износ цилиндропоршневой группы;
— Октановое число сжиженного нефтяного газа выше, чем у бензина, и колеблется от 103 до 109 в зависимости от соотношения пропана/бутана (летний, зимний варианты). Этот эффект практически исключает возможность детонирования и, как следствие, разрушение двигателя в процессе детонации;
— Количество тяжелых примесей в газе сведено до минимума, что уменьшает вероятность преждевременного выхода из строя каталитического нейтрализатора отработанных газов, датчика остаточного кислорода (лямбда-зонд), свечей зажигания;
— Газ не влияет на вязкость моторного масла, а также не загрязняет его продуктами сгорания, в отличие от бензина, что положительно влияет на ресурс двигателя;
— Выхлопные газы автомобиля, работающего на газе, содержат в несколько раз меньше вредных веществ, чем в автомобиле, работающем на бензине. Двигатель, работающий на газовом топливе, наносит меньший вред окружающей среде, а значит является более экологичным;
— Увеличивается пробег автомобиля без дозаправки, по причине возможности работы автомобиля как на бензине, так и на газе. Эта особенность важна для автолюбителей, привыкших ездить на большие расстояния и сомневающихся в качестве провинциального топлива.


Мы рассказали о преимуществах в случае переоборудования автомобиля для работы на сжиженном газе, но, конечно же, есть и недостатки.

Недостатки при использовании газового моторного топлива:

— Уменьшение максимальной мощности на 7%. Это явление вызвано более низким показателем теплоты сгорания газа, по сравнению с бензином;
— Ухудшение динамики разгона на 5%. Это следствие более медленного сгорания газа, по сравнению с бензином;
— Уменьшение полезного объема багажного отделения за счет размещения газового баллона;
— Если автомобиль новый, то в случае переоборудования автовладелец может потерять фирменную гарантию от производителя автомобиля;
— Дороговизна переоборудования в совокупности со сменой регистрационных документов.


В любом случае нужно обдуманно подходить к вопросу об использовании газобаллонного оборудования. Автовладелец может сам рассчитать возможные варианты окупаемости переоборудования, а поможет ему в этом наш калькулятор.


Общим условием к переводу двигателя автомобиля на газовое моторное топливо является годовой пробег от 10000 км при том, что не имеется конструктивных ограничений по использованию ГБО в конкретно взятом автомобиле.